Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В лесопарковых зонах запрещаются:
1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

4. В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.

5. В зеленых зонах запрещаются:
1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи;
2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;
3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

5.1. В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1-5 части 3 настоящей статьи.

6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

7. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 105 ЛК РФ

Комментируемая статья устанавливает правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. К лесам, выполняющим функции природных и иных объектов, относятся:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Ограничения режима в указанных лесах включают в себя ограничения:

1) относительно рубок лесных насаждений;

2) относительно отдельных видов использования лесов;

3) относительно строительства.

Сплошные рубки в данных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 настоящего Кодекса, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).

Выборочные рубки в данных лесах возможны только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, т.е. в рамках ухода за лесом (ст. 64 ЛК РФ).

Помимо вышеуказанных ограничений, для всех категорий лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов для такой их разновидности в категории, как зеленые зоны и лесопарки, существуют дополнительные ограничения, предусмотренные в п. 3 настоящей статьи, связанные с использованием лесов для целей охотничьего хозяйства, сельского хозяйства, разработки месторождений полезных ископаемых. Кроме того, ограничения связаны с использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, как и для лесов, расположенных в водоохранных зонах. А также установлен запрет на строительство капитальных объектов, кроме лесных троп и гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 86 Земельного кодекса РФ установлено, что зеленые зоны находятся в составе пригородных зон. Зеленые зоны выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В границах зеленых зон запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. Сами же пригородные зоны находятся за пределами черты городских поселений, составляют с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входят в состав земель иных поселений. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ. Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий запрещается (ст. 33 Закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Лесопарки - это территориальные единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесопарки могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях обороны и безопасности, поселений, ООПТ, на которых расположены леса (ст. 23 ЛК РФ).

Другой комментарий к статье 105 Лесного Кодекса РФ

1. К лесам, которым посвящена комментируемая статья, относятся леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитные полосы лесов, расположенные вдоль государственных железнодорожных путей и автомобильных дорог, зеленые зоны и лесопарки, городские леса, а также леса, расположенные в зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (пункт 3 части 2 статьи 102 ЛК).

Статья 105 (часть 3) ЛК устанавливает запреты осуществления некоторых видов деятельности лишь для зеленых зон и лесопарков. Особенности же использования, охраны, защиты и воспроизводства иных лесов, выполняющих функции защиты объектов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 102 ЛК, а также определения местоположения таких лесов до их установления уполномоченным ФОИВ во исполнение части 4 статьи 105 ЛК требуют обращения к иным нормативным актам.

2. Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения во исполнение ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года N 10. ЗСО подразделяются на три пояса и определяются в зависимости от того, является источник подземным или поверхностным.

Для подземных источников граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод; границы второго и третьего поясов должна определяться гидродинамическими расчетами.

Для поверхностных источников границы первого пояса устанавливаются с учетом конкретных условий в следующих пределах:

а) для водотоков (реки, ручьи, каналы):

вверх по течению - не менее 200 м от водозабора;

вниз по течению - не менее 100 м от водозабора;

по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени;

в направлении к противоположному от водозабора берегу при ширине реки или канала менее 100 м - вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при летне-осенней межени, при ширине реки или канала более 100 м - полоса акватории шириной не менее 100 м;

б) для водоемов (водохранилища, озера) граница первого пояса должна устанавливаться в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий, но не менее 100 м во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне-осенней межени.

Граница второго пояса водотока ниже по течению составляет не менее 250 м от водозабора. Боковые границы второго пояса от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии:

а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;

б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.

Граница второго пояса на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км - при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км - при наличии нагонных ветров более 10%.

На территории первого пояса зон санитарной охраны как подземных, так и поверхностных источников водоснабжения не допускаются посадка высокоствольных деревьев и все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений. На территории второго пояса подземных источников не допускается сплошная рубка, поверхностных источников - использование лесных угодий в пределах прибрежной полосы, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения.

3.1. В соответствии с ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" защитные полосы лесов вдоль железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта относятся к полосам отвода железных дорог.

Правила установления полос отвода железных дорог утверждены Постановлением Правительства от 12 октября 2006 года N 611. В соответствии с ними утвердить нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, и нормы расчета охранных зон железных дорог в 3-месячный срок обязывалось Министерство транспорта РФ. До настоящего времени действовали нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог, утвержденные указанием МПС России от 24 ноября 1997 года N С-1360-у; ОСТ 32.66-96, утвержденный указаниями МПС от 5 марта 1997 года, устанавливавший требования к защитным лесным насаждениям на полосах отвода железных дорог, а также ГОСТ 17.5.3.02-90 "Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных лесов вдоль железных и автомобильных дорог".

Организации железнодорожного транспорта в границах полосы отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям обязаны не допускать разрастание сорной древесно-кустарниковой растительности, а в местах прилегания к лесным массивам - скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. Обязательно отделение границы полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Земельные участки (их части), расположенные вдоль полосы отвода, могут быть включены в границы охранной зоны железных дорог (далее - охранная зона) в случае прохождения железнодорожных путей по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов, а также по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей. В границах охранных зон может быть запрещена или ограничена вырубка древесной и кустарниковой растительности.

3.2. Защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог должны относиться к полосам их отвода. Нормы отвода земель для автомобильных дорог утверждены Постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974 года N 248, которые в РФ действуют и в настоящее время.

Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденные Постановлением Правительства от 1 декабря 1998 года N 1420, предусматривают такие полосы с каждой стороны дороги не менее 50 м (в зависимости от категории дороги). В соответствии с ними решения о предоставлении участков в пределах таких полос и рубка ДКР на них, необходимая для строительства, согласуются органами управления дорогой и ГИБДД.

4. В соответствии со статьей 86 ЗК зеленая зона - это часть пригородной зоны, которая выполняет санитарные, санитарно-защитные и рекреационные функции и в границах которой запрещается деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду. Границы и правовой режим пригородных (в том числе зеленых) зон должны утверждаться законами: для Москвы и Санкт-Петербурга - ФЗ, для других городов - законами субъектов РФ. Однако утверждение изменения границ Москвы и Санкт-Петербурга (что объективно влечет изменение их зеленых зон) осуществляется по решению Совета Федерации, то есть без принятия ФЗ Государственной Думой.

Еще 16 июня 1997 года было принято Постановление Правительства "О создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области". Оно поручало правительствам Москвы и Московской области утвердить положение о пригородных зеленых зонах г. Москвы и городов Московской области. Однако совместным Постановлением Правительств Москвы и Московской области от 18 мая 1999 года был одобрен лишь проект такого положения. Действующий же с ноября 2001 года ЗК требует установления таких зеленых зон ФЗ. Но ФЗ о пригородных зеленых зонах Москвы и Санкт-Петербурга до сих пор не только не принят, но и не числится среди внесенных в Государственную Думу. Не было принято аналогичного нормативного акта также ОГВ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Все это не могло не сказаться отрицательно на состоянии зеленых зон и способствовало застройке прилегающих к Москве и Санкт-Петербургу земель и вырубке лесов на них.

Вместе с тем пункт 6 статьи 86 ЗК в редакции статьи 33 Вводного закона запрещает перевод ЗЛФ, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки (если и те, и другие определены в установленном порядке), в земли иных категорий, что способствует их охране. Кроме того, в части, не противоречащей ЛК, может действовать Закон Московской области от 29 июля 2003 года (с последующими изменениями) "О пригородных зеленых зонах городов Московской области", поскольку он действует не в отношении Москвы (Москва - не город Московской области, а самостоятельный субъект РФ), а в отношении других городов на территории Московской области: Верея, Раменское, Руза, Серпухов и др.

Границы и правовой режим зеленых зон других городов России, в том числе столиц (административных центров) субъектов РФ, должны устанавливаться законами соответствующих субъектов РФ (пункт 3 статьи 86 ЗК), а не иными актами. Однако в настоящее время в РФ нет ни одного субъекта РФ, в котором зеленые зоны его городов были бы установлены законом. Законы субъектов РФ лишь упоминают об установлении зеленых зон, но непосредственно не устанавливают их.

Что касается лесопарков, то пункт 6 статьи 86 ЗК рассматривает их как разновидность ЗЛФ, а пункт 2 статьи 98 ЗК - как разновидность земель рекреационного назначения в составе другой категории земель - земель особо охраняемых территорий и объектов. Полагаем, что в связи с принятием нового ЛК лесопарки за пределами земель населенных пунктов следует рассматривать как находящиеся на ЗЛФ.

Возможно, в связи с неопределенностью статуса зеленых зон и лесопарков статья 105 (часть 3) ЛК непосредственно установила запрещенные в них виды деятельности, что не предусмотрено ею для других лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) ведение охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп и гидротехнических сооружений.

Пункт 5 части 3 статьи 105 ЛК запрещает размещение в зеленых зонах и лесопарках даже линейных объектов, необходимых городу (дорог, ЛЭП и др.). Но такой запрет действует в том случае, если граница зеленой зоны или лесопарка определена в установленном порядке, что, как показано выше, не сделано, и допускает размещение таких линейных объектов.

5. Городские леса - самостоятельная категория защитных лесов. Статьей 102 ЛК они отделены от зеленых зон и лесопарков. Городские леса могут располагаться только на землях городских населенных пунктов. Леса же зеленых зон и лесопарки находятся за границами городов. Городские леса должны относиться к зонам рекреационного назначения (пункт 9 статьи 85 ЗК, часть 11 статьи 35 ГСК). Исключение земельных участков из состава городских лесов и включение в состав городских лесов лесопригодных земель (обычно заросших ДКР) должно осуществляться городскими ОМС (см., например, Постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 30 января 2007 года "Об утверждении проекта городских лесов г. Ростова-на-Дону").

Поскольку городские леса не могут находиться на ЗЛФ, на лесные участки в их составе допускается право собственности любого публичного образования (РФ, субъекта РФ, городского поселения) или лица (физического или юридического). В отношении городских лесов не установлены запреты, аналогичные установленным в отношении зеленых зон и лесопарков за пределами городов. Поэтому с принятием нового ЛК создаются условия для их вырубки и застройки. Ранее этому препятствовал ЛК-97, который допускал использование городских лесов лишь для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и сохранения экологической обстановки (статья 133). Указанные цели использования лесов означали недопустимость выделения из городских лесов отдельных участков и передачу их конкретным лицам под застройку для своих целей. Действующий же ЛК запрет на размещение в городском лесу объектов капитального строительства не установил и, распространив на занятые городскими лесами земли земельное законодательство, позволил распоряжаться участками городских лесов, на которые не разграничена государственная собственность, ОМС городских населенных пунктов, а в столицах субъектов РФ - органам исполнительной власти субъектов РФ (см. комментарий к статье 10 Вводного закона).

В Москве городские леса находятся под действием Закона Москвы "О защите зеленых насаждений", который распространяется на защиту не только городских лесов, но и отдельных деревьев и кустарников вне лесов.

6. Последней категорией защитных лесов (в перечислении в статье 102 ЛК) являются леса, расположенные в зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Использование и охрана лесов на таких зонах, являющихся разновидностью земель особо охраняемых территорий и объектов, регулируется ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и более подробно - Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства от 7 декабря 1996 года N 1425 (в редакции от 19 июля 2006 года).

Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными ОГВ субъектов РФ.

В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат, в частности, леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции. Вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения, запрещается.

Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится лечебно-оздоровительная местность (курорт), и Минздравсоцразвития РФ. В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения распространяется на территории двух или более субъектов РФ, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта РФ.

В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.

7. Во всех лесах, выполняющих функции защиты объектов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 102 ЛК, независимо от нормативных актов, приведенных в комментируемой статье, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 ЛК (см. комментарий к ней), и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

Выборочные рубки лесных насаждений в таких лесах проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Дополнительные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов должны быть установлены уполномоченным ФОИВ (части 1, 2 и 4 статьи 105 ЛК).

Комментарии и консультации юристов по ст 105 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 105 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.