Статья 106. Правовой режим ценных лесов

1. В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса.

2. В ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

3. В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

4. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 106 ЛК РФ

Комментируемая статья посвящена правовому режиму ценных лесов. К ценным лесам относятся:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

В ценных лесах, как и в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 настоящего Кодекса.

В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).

Другой комментарий к статье 106 Лесного Кодекса РФ

1. Согласно статье 102 (часть 4) ЛК к ценным лесам относятся государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

Защитные лесные полосы и противоэрозионные леса должны располагаться на землях сельскохозяйственного назначения, а также особо охраняемых территорий и объектов. По терминологии ЗК это лесные насаждения в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенные для обеспечения защиты земель от вредных природных, антропогенных и техногенных явлений (статья 77), и защитные леса в составе земель природоохранного назначения (подпункт 3 пункта 1 статьи 97 ЗК). Режим использования таких лесов может быть установлен ФЗ, законами субъектов РФ и нормативными актами ОМС (пункт 2 статьи 97 ЗК).

Исключение подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ЗК лишило собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения права собственности на лесные насаждения на такой земле (см. комментарий к статье 33 Вводного закона), а вместе с ним - и права их рубки без соблюдения актов лесного законодательства. От вырубки лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения предостерегает и Концепция Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы", утвержденная распоряжением Правительства от 1 октября 2005 года N 1564-р, в которой говорится:

"Прогрессирующая деградация почв в Российской Федерации остается одной из самых острых проблем земледелия.

Одной из причин этого является сокращение лесов вместе с усилением техногенного воздействия. Это изменило структуру тепло- и влагообмена, нарушило рациональный баланс агроландшафтов, ослабило их регуляторно-восстановительный потенциал. Поступающая солнечная энергия уже большей частью расходуется не на синтез органического вещества, а на перегрев и обезвоживание сельскохозяйственных угодий, что ведет к опустыниванию территорий.

Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях, для зерновых культур на 18 - 23 процента, технических - на 20 - 26 процентов, кормовых - на 29 - 41 процент.

Исходя из этого, защитное лесоразведение следует рассматривать как важную государственную задачу, решение которой в комплексе с гидротехническими, агротехническими и другими приемами будет способствовать сохранению и восстановлению плодородия почв земель и агроландшафтов как национального достояния России.

В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения в 2006 - 2010 годах требуется создать защитные лесные насаждения на площади 759 тыс. гектаров, в том числе полезащитные лесные полосы (ветрорегулирующие) - на площади 336 тыс. гектаров, противоэрозионные овражно-балочные насаждения - на площади 232 тыс. гектаров, пастбищно-защитные фитомелиоративные насаждения - на площади 191 тыс. гектаров; провести рубки ухода в защитных лесных насаждениях I - V классов возраста на площади 20 тыс. гектаров, осуществить реконструкцию и ремонт существующих лесных насаждений на площади 0,8 тыс. гектаров".

Можно также добавить, что без лесов высыхают (мелеют) водные объекты.

2. Отнесение лесов к ценным и установление их границ должно осуществляться уполномоченным ФОИВ (пункт 39 статьи 81 ЛК). Принятие решения об отнесении леса к ценному повлечет распространение на него действия части 1 статьи 106 ЛК, запрещающей в ценных лесах сплошные рубки лесных насаждений. Однако сплошные рубки могут проводиться и в ценных лесах - разновидности защитных лесов, - если разрешенные в них выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими указанных полезных функций (часть 4 статьи 17 ЛК).

Примером установления защитной лесной полосы является Постановление Совета Министров РСФСР от 16 мая 1959 года N 798 "Об установлении защитных полос в северной части притундровых лесов", которое предписывало установление защитных полос лесов на территории Мурманской, Архангельской, Тюменской и Камчатской областей, Красноярского края, республик Коми и Якутии в пределах от 30 до 150 км, а также защитную полосу шириной 3 км вдоль побережья Белого моря и Онежского залива в Северодвинском и Онежском лесхозах в Архангельской области.

Дополнительные особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства ценных лесов предстоит установить уполномоченному ФОИВ (часть 2 статьи 106 ЛК).

Комментарии и консультации юристов по ст 106 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 106 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.