Статья 36. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

1. Леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

2. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

3. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

4. Использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса.

5. Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Комментарий к статье 36 ЛК РФ

В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты является самостоятельным видом использования лесов. Статья вернула полномочия субъекта РФ по установлению правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, отмененное Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ путем изменения ст. 121 Лесного кодекса РФ 1997 г. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 Минприроды России утверждено органом, который по представлению Минсельхозпрода России, Роскомрыболовства и Рослесхоза, согласованному с Российской академией наук, утверждает перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждается Правительством РФ. Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Порядок добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, определяется Федеральным законом "О животном мире", иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Правительством РФ было принято Постановление от 18 июля 1996 г. N 852 "О порядке разработки и утверждения правил, сроков и перечней разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира". Комментируемая статья определяет ведение охотничьего хозяйства как предпринимательскую деятельность. Правоустанавливающим документом на лесные участки для ведения охотничьего хозяйства является договор аренды лесного участка. К сожалению, сам специальный Закон "О животном мире" не дает в своем терминологическом словаре определения, что понимать под охотничьим хозяйством. Не раскрывал его и старый ЛК РФ в ст. 121, посвященной порядку пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Учитывая, что в тексте п. 2 ст. 36 настоящего Кодекса не уточняется, о каких лесных участках идет речь, следует, что:

1) охотничьи угодья могут быть на землях любых категорий;

2) даже если лесной участок предоставлен для ведения охотничьего хозяйства физическому лицу в целях оказания желающим лицам услуг по организации охоты, речь будет идти именно об охотничьих угодьях;

3) охота на лесных участках гражданами может носить двоякий характер. Любительская и спортивная охота, осуществляемая гражданами, выделяется в самостоятельный вид и не требует предоставления лесных участков в пользование, оформления на них каких-либо документов. Но документация на оружие и пользование животным миром (лицензии) к документам на лесные участки не относятся, и их получение необходимо. Кодекс предоставляет право возведения временных построек и осуществления благоустройства лесных участков, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства.

Последние изменения в Федеральный закон "О животном мире" были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", ряд из которых вступает в силу с 1 января 2007 г. и с 1 января 2008 г.

".Опыт прошлого говорит о том, что "вольная охота", при которой практиковалась бесконтрольная добыча любых видов животных и почти в любые сроки, неизбежно ведет к оскудению запасов фауны. Поэтому охота может проводиться только в рамках определенных организационных форм, совокупность которых объединяется в понятие охотничьего хозяйства. Последнее, с одной стороны, является отраслью материального производства, дающей пушнину, мясо съедобных зверей и птиц, кожи животных, панты, секрет мускусных желез и другую продукцию, с другой - формой организации активного отдыха миллионов охотников-спортсменов. В обоих случаях ведение охотничьего хозяйства прежде всего предусматривает сохранение, обогащение и рациональное использование запасов охотничьей фауны как основного вида природных ресурсов, от наличия которых оно зависит.

Как отрасль экономики и как вид своеобразного рекреационного пользования охотничье хозяйство не может существовать без научной основы, наличия пространственных и количественных характеристик объектов своей деятельности, знания их биологических и экологических особенностей, а также без наиболее перспективных организационно-экономических форм своего ведения. Изучением и разработкой этих вопросов занимается охотоведение - наука о рациональном ведении охотничьего хозяйства" <1>.

--------------------------------
<1> Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Биология зверей и птиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр "Академия", 2003. С. 269.

"На территории России площадь охотничьих угодий составляет более 150 млрд. га, из которых лесные угодья составляют 42,5; сельскохозяйственные - 27,2; болота - 5,1; водоемы - 4,1; земли прочих категорий (каменистые россыпи, пески, тундры и т.д.) - 21%. Имеются также угодья, закрытые для охоты. Это различные категории ООПТ - заповедники, заказники, зеленые зоны и прочие территории, приравненные к ним.

Использование охотничьего фонда осуществляется по двум направлениям. Первое из них - промысловая охота, в процессе которой охотники-промысловики добывают и сдают в заготовительные организации пушно-меховое сырье, мясо и другую охотничью и дикорастущую продукцию. Второе направление - любительская охота, основной задачей которой является удовлетворение охотничьей страсти любителей в самой охоте, а спортивное охотничье хозяйство обслуживает членов добровольного общества охотников и рыболовов.

Рациональное использование охотничьих угодий связано с охотоустроительными работами. Устроить охотничье хозяйство - значит обособить территорию от угодий общего пользования и других хозяйств и составить перспективный план ведения хозяйства в соответствии с его целевым назначением. Иначе говоря, охотоустройство определяет пути и направления развития охотхозяйства. Охотоустройство предусматривает: проведение комплекса работ по инвентаризации и оценке охотоугодий; установление границ и разделение территории на участки (егерские обходы); составление охотохозяйственных карт; учет охотничье-промысловых животных; разработку мероприятий по рациональному использованию охотофауны; бонитировку угодий охотхозяйства; расчет пользования и нормативы добычи охотничьих животных; разработку перспективных планов; организацию охраны угодий; разработку планов проведения воспроизводственных мероприятий" <1>.

--------------------------------
<1> Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Указ. соч. С. 270 - 278.

Другой комментарий к статье 36 Лесного Кодекса РФ

1. Выделение в ЛК двух статей об охоте - 36-й и 37-й - представляется излишним. Обе они, а также статья 11 (часть 7) ЛК, к которой отсылает статья 37 (часть 1) ЛК, предписывают руководствоваться ФЗ "О животном мире". Охота в лесах может быть ограничена в соответствии со статьей 27 ЛК (см. комментарий к ней).

Статья 36 ЛК применяется, если лес используется "для ведения охотничьего хозяйства", то есть оказания услуг охотникам. С этой целью допускается возведение временных (некапитальных) построек и благоустройство лесных участков для охоты (часть 4 статьи 36 ЛК). Такая деятельность является предпринимательской и требует заключения договора аренды лесного участка, признаваемого охотничьим угодьем (части 2 и 5 статьи 36 ЛК). Непосредственно охота должна вестись только в пределах охотничьих угодий, то есть с разрешения лица, осуществляющего ведение охотничьего хозяйства и которому предоставлен лесной участок.

Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства должны быть установлены законами субъектов РФ (часть 6 статьи 36 ЛК). Такие правила устанавливались, в частности, Законом Московской области от 12 июля 2000 года "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской области" (в редакции от 19 июля 2006 года).

2. Положения, связанные с охотой, содержатся также в ФЗ "О животном мире". ФЗ от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ в него внесены значительные изменения, которые предполагается ввести в действие с 1 января 2008 года. В соответствии с ними РФ передает ОГВ субъектов РФ осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира со средствами на их осуществление из федерального бюджета.

Предоставление животного мира в пользование осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим ФЗ "О животном мире", а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам РФ:

ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории;

собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются:

сведения о заявителе;

вид пользования животным миром;

перечень объектов животного мира;

границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира;

предполагаемый срок пользования животным миром.

Заявки подаются в высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, который на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством ФОИВ условия предоставления этой территории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Предоставление в пользование животного мира и территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения. Территории, которые используются для ведения сельского или лесного хозяйства и на которых ранее осуществлялись или могут осуществляться охота, рыболовство и другие виды пользования животным миром, могут быть обременены необходимыми условиями в соответствии с земельным законодательством РФ, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в установленном порядке.

Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.

Пользователи животным миром обязаны:

осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;

соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;

применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;

не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;

осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;

оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;

применять при пользовании животным миром гуманные способы.

Правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными государственными органами РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством.

Пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира, установленный главой 25.1 НК.

Комментарии и консультации юристов по ст 36 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 36 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.