Статья 4. Участники лесных отношений

1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Комментарий к статье 4 ЛК РФ

Круг участников лесных отношений по сравнению с ранее действовавшим Лесным кодексом РФ 1997 г. не изменился, ими по-прежнему являются сама Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Законодатель не называет участниками лесных отношений исключительно граждан РФ.

См. также комментарий к ст. 1 настоящего Кодекса.

Другой комментарий к статье 4 Лесного Кодекса РФ

1. ВК (статья 7) устанавливает, что участниками водных отношений являются физические лица. Комментируемая статья ЛК устанавливает, что участниками лесных отношений являются граждане.

К физическим лицам относятся не только граждане определенного государства, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Означает ли использование в статье 4 ЛК понятия "граждане" невозможность быть участниками лесных отношений для иностранных граждан и лиц без гражданства?

ЛК не содержит каких-либо особенностей участия в лесных отношениях иностранных граждан. Не установлены такие особенности и для иностранных юридических лиц.

Вместе с тем ЛК на лесные участки и их использование распространены положения земельного и гражданского законодательства. Лесные участки фактически рассматриваются ЛК как разновидность земельных участков.

Согласно статье 36 (часть 1) Конституции "граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю". Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 23 апреля 2004 года N 8-П установил, что данное положение не запрещает иметь в собственности земельные участки не только гражданам РФ, но и иностранным гражданам и юридическим лицам как объединениям иностранных граждан.

В связи с этим иностранные лица могут быть участниками лесных отношений - арендаторами лесных участков. Но они, как и граждане РФ, не могут получить в собственность лесные участки на ЗЛФ, поскольку все ЗЛФ находятся в федеральной собственности (статья 3 Вводного закона).

Таким образом, состав участников лесных отношений - традиционный и общий. Положения, аналогичные статье 4 ЛК, содержатся во многих ФЗ. Юридическая возможность участия в правоотношениях означает допустимость или обязанность совершения определенных действий либо воздержание от их совершения.

2. Физические лица могут быть участниками лесных отношений в зависимости от того, в какое именно лесное отношение они намереваются вступить. Независимо от возраста и документов каждый вправе, например, заготавливать пищевые лесные ресурсы (ягоды, грибы и др.) для собственных нужд (статья 35 ЛК). Но для лесопользования, требующего оформления письменным договором (например, договором купли-продажи лесных насаждений), необходимо достижение совершеннолетия, наличие паспорта и сохранение ("нелишение" судом) дееспособности.

Юридические лица, в том числе с иностранным капиталом, а также индивидуальные предприниматели (ПБОЮЛ) могут участвовать в лесных отношениях, если они зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ФЗ об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц (ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др.) и своими учредительными документами. Представителями как юридических, так и физических лиц, в том числе по доверенности, могут быть любые физические лица.

3. Участие частного лица в лесных отношениях означает признание за ним возможности иметь права лесопользователя.

ЛК в окончательной редакции не содержит отдельных статей о правах и обязанностях лесопользователей (и даже самого термина "лесопользователь"). Но поскольку лесной участок признан разновидностью земельного участка (статья 7 ЛК), права лесопользователя определяются положениями ЗК о правах землепользователя.

В соответствии со статьей 41 ЗК лесопользователь вправе, в частности, возводить на предоставленном ему лесном (земельном) участке "жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием".

4. Участие ОГВ и ОМС в лесных отношениях от имени РФ, субъектов РФ или различных муниципальных образований - муниципальных районов, городских округов, городских и сельских ("не городских") населенных пунктов - существенно отличается от участия физических и юридических лиц. Если физические и юридические лица участвуют в лесных отношениях в основном как лесопользователи, то для ОГВ и ОМС, напротив, установлена недопустимость непосредственного участия в использовании лесов (пункт 10 статьи 1 ЛК), даже если лесные участки представлены на праве постоянного (бессрочного) пользования. Для участия в лесных отношениях ОГВ и ОМС должны образовывать специализированные организации.

Федеральные ОГВ участвуют в лесных отношениях путем принятия нормативных актов, регулирующих лесные отношения, "государственного управляющего" лесами посредством проведения лесоустройства, предоставления лесных участков в аренду и др., "арбитра" при рассмотрении споров, связанных с использованием и охраной лесов. Соответственно РФ участвует в лесных отношениях через различные законодательные, исполнительные и судебные органы и их должностных лиц.

Субъект РФ (его ОГВ) обладает аналогичными полномочиями на своей территории, но в пределах, установленных ЛК (прежде всего статьей 83), а также не участвуя в лесных отношениях через свои судебные органы (субъекты РФ не вправе создавать свои суды, за исключением конституционных (уставных) судов субъектов РФ). Леса есть на территории всех субъектов РФ.

Муниципальное образование участвует в лесных отношениях через свои ОМС в пределах, установленных статьями 37 Вводного закона и 84 ЛК (см. комментарии к ним), и при наличии на территории соответствующего муниципального образования леса.

Комментарии и консультации юристов по ст 4 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 4 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.