Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.(Часть в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ.

3. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

4. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 41 ЛК РФ

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным ст. 25 настоящего Кодекса. Лесной кодекс РФ 1997 г. также содержал подобный вид лесопользования, в текст которого вносились изменения, затрагивающие в основном вопрос о статусе возводимых строений на участках с таким видом использования. Например, о необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы для строительства объектов или о том, что площадь участка лесного фонда, занятого под строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений, не может превышать 10% общей площади участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, что впоследствии также было отменено.

Новая редакция уточнила, на каком виде права должны предоставляться лесные участки для этих целей в зависимости от субъектов лесопользования. Так, для государственных и муниципальных учреждений лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, а другим лицам - в аренду.

Применение настоящей статьи по-прежнему весьма затруднительно. Пункт 2 ст. 41 ЛК РФ устанавливает, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение не капитальных, а именно временных построек и осуществление их благоустройства. Лесной кодекс РФ 1997 г. также к правам лесопользователей, независимо от вида прав на участки лесного фонда, относил право возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом в установленном порядке.

"По-видимому, это означает, что по истечении срока договора аренды лесопользователь обязан снести возведенные им постройки. Существование подобного правила вполне оправданно. Возведение арендатором построек в процессе лесопользования должно являться не самоцелью, а лишь дополнительным средством, способствующим эффективной реализации прав в отношении участка лесного фонда. В то же время лесопользователь вправе оставить за собой материалы, сохранившиеся после сноса построек.

Учитывая, что право арендатора в отношении возводимых им строений и сооружений изначально имеет срочный характер, оно не может быть охарактеризовано как право собственности. Скорее указанное право представляет собой особое вещное право. Наиболее близким аналогом ему является право суперфициария в римском праве, которое исключало возможность приобретения права собственности на возводимые постройки каким-либо лицом, кроме собственника земельного участка. В то же время для того, чтобы защитить права пользователей в отношении возводимых построек, им предоставлялся интердикт о находящемся над поверхностью. Появление этого средства защиты привело к созданию нового вещного права (superficies - наследственное отчуждаемое право пользования). Безусловно, данный вывод носит дискуссионный характер. В принципе, действующий ГК не содержит указания на бессрочный характер права собственности. В этом плане за лесопользователем может быть признано и право собственности на возведенные постройки на весь период действия договора аренды" <1>.

--------------------------------
<1> Дроздов И.А. Указ. соч. С. 52, 53.

Еще одним не менее дискуссионным вопросом является правомерность нахождения на участках лесного фонда дачных, садоводческих, огороднических объединений граждан как вид лесопользования для рекреационных целей.

Другой комментарий к статье 41 Лесного Кодекса РФ

Комментируемая статья во взаимосвязи со статьей 6 ЛК допускает использование для рекреационной деятельности лесов как на ЗЛФ, так и на землях иных категорий. Другими словами, земельные участки домов отдыха, санаториев и других подобных объектов (организаций) не требуется переводить в другую категорию земель, ранее возведенные на них строения не требуется сносить либо переоформлять в связи с принятием нового ЛК. Возведение же новых капитальных строений при лесопользовании для рекреационной деятельности допускается, если лесным планом субъекта РФ определены зоны, в границах которых предусматривается строительство рекреационных объектов. В пределах таких зон допускается возведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-технических сооружений (например, канатной дороги, подъемников и др.). Новое строительство отдельных жилых помещений комментируемой статьей почему-то не допускается. В связи с этим законным будет лишь строительство единого недвижимого объекта - спортивного комплекса с номерами для проживания (а не отдельных коттеджей). Но отсутствие (неутверждение) лесного плана субъекта РФ означает недопустимость строительства и таких сооружений и возможность возведения на соответствующем лесном участке только временных (некапитальных) построек. О лесном плане субъекта РФ см. комментарии к статьям 85 и 86 ЛК.

Такие запреты обусловлены, очевидно, Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденным Постановлением Правительства от 7 декабря 1996 года N 1425, которое запрещает проживание на территории первой зоны санитарной охраны (в том числе в лесу). Однако они не оправданы для лесов в стороне от курортов. В связи с этим представляется необходимым внести в ЛК изменения, позволяющие жилищное строительство на территории баз отдыха в лесу.

Лес может быть включен в зону охраняемого природного ландшафта, сопряженную с территорией объекта культурного наследия (статья 34 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"), что повлечет распространение на его использование и охрану соответствующих нормативных актов.

Комментарии и консультации юристов по ст 41 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 41 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.