Статья 50. Защита конкуренции в области использования лесов

1. Запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов.

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

3. Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 80 настоящего Кодекса.
4. Государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Комментарий к статье 50 ЛК РФ

В соответствии с комментируемой статьей государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции". Данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Указанный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации <1>.

--------------------------------
<1> См.: Петрунин С.В. Лесной кодекс РФ: что изменилось, что нового? Комментарий нового документа по главам // Новые законы и нормативные акты. Приложение к "Российской газете". N 48. 2006. С. 79, 80.

Другой комментарий к статье 50 Лесного Кодекса РФ

1. Формулировка части 1 статьи 50 ЛК обусловлена содержанием части 2 статьи 34 Конституции, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, недобросовестную конкуренцию.

Формулировки части 2 статьи 50 ЛК обусловлены ФЗ "О защите конкуренции", положения которого распространяются и на защиту конкуренции в области лесопользования.

2. В соответствии со статьей 4 ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации; монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке; экономическая концентрация - сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. В этих же значениях данные понятия используются и в статье 50 ЛК.

Содержание части 2 статьи 50 ЛК раскрывается через статью 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных ФЗ случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Запрещается наделение ОГВ субъектов РФ, ОМС полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных ФЗ. Запрещается совмещение функций органов власти, ОМС и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных ФЗ, указами Президента, постановлениями Правительства, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора. Нарушение указанных запретов означает обязанность привлечения нарушителей к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

3. В соответствии с частью 3 статьи 50 ЛК Правительство вправе (не обязано) установить максимальный объем древесины, подлежащей заготовке одним лицом или группой лиц. Однако часть 3 статьи 50 ЛК не позволяет Правительству установить максимальный объем иного лесного ресурса, подлежащего заготовке одним лицом или группой лиц. Кроме того, Правительство не вправе установить максимальный объем древесины, подлежащей заготовке одним лицом или группой лиц в случаях, предусмотренных частью 8 статьи 80 ЛК, согласно которой, если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников (то есть одного участника), единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а ОГВ или ОМС, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

Согласно статье 9 ФЗ "О защите конкуренции" группой лиц признаются:

1) лицо (физическое или юридическое), имеющее в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);

3) хозяйственное общество и лицо, если такое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

4) хозяйственные общества, в которых одно и то же лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

5) хозяйственное общество (товарищество) и лицо, если такое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;

6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;

7) хозяйственное общество и лицо, если по предложению такого лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;

8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же лица;

9) хозяйственное общество и лицо, если по предложению такого лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

10) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же лица;

11) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

14) лица, каждое из которых по какому-либо вышеназванному основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному выше основанию.

Установленные ФЗ "О защите конкуренции" запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) группы лиц.

4. Согласно части 4 статьи 50 ЛК государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции".

ФЗ "О защите конкуренции" содержит главу 7 "Государственный контроль за экономической концентрацией" (статьи 27 - 35), положения которой подлежат применению и при лесопользовании.

Комментарии и консультации юристов по ст 50 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 50 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.