Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

Комментарий к статье 51 ЛК РФ

Лесное законодательство всегда содержало требования о том, что леса необходимо защищать, в том числе от пожаров, незаконных порубок, вредителей, болезней, загрязнения и других действий, причиняющих вред лесу. Леса являются одним из объектов окружающей среды, одним из ее компонентов. Под вредом окружающей среде в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Согласно ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии со своим Положением организует деятельность государственной лесной охраны РФ, за исключением функций государственного контроля и надзора, наземную и авиационную охрану лесов от пожаров и их тушение, осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами. После реформы федеральных органов исполнительной власти 2004 г. функция по осуществлению контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов была возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400). Это создало определенную сложность при процессе привлечения виновных лиц к ответственности. Ранее указанные функции находились в руках соответствующих лесхозов, которые как никто лучше владели систематически и информацией о лесном фонде, и необходимыми профессионально подготавливаемыми кадрами, а также системой регулярных обходов на участках лесного фонда как для указанной цели, так и для иных вверенных им полномочий. Штаты же Росприроднадзора, как правило, не везде соответствовали необходимому количеству инспекторов для осуществления данных функций. Принятый Лесной кодекс РФ 2006 г. в соответствии со ст. 81 - 84 установление порядка государственного лесного контроля и надзора вменяет органам государственной власти РФ в области лесных отношений, а само осуществление государственного лесного контроля и надзора должно быть передано органам государственной власти субъектов РФ от Российской Федерации за счет средств субвенций из федерального бюджета. Кроме того, введен муниципальный лесной контроль и надзор в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Следует ожидать нового пакета подзаконных нормативных актов, регулирующих полномочия лесной охраны. Статья 34 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вносит соответствующие изменения в КоАП РФ, в том числе излагая в новой редакции ст. 23.24, посвященную органам, уполномоченным в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а ст. 37 указанного Закона вносит изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" касательно, в том числе, осуществления муниципального лесного контроля и надзора.

Другой комментарий к статье 51 Лесного Кодекса РФ

1. Лесные отношения - это отношения не только по использованию, но и по охране лесов (см. комментарий к статье 3 ЛК). Использование лесов должно сопровождаться их охраной либо воздержанием от причинения вреда. Несоблюдение этих требований влечет ответственность за нарушение лесного законодательства.

Статья 51 ЛК открывает статьи ЛК об охране и защите лесов. Они должны осуществляться соответствующими органами, то есть за счет бюджетных средств. Но если лесопользование осуществляется на лесном участке, то есть конкретным лицом, то невыполнение им охранно-защитных мероприятий, предусмотренных лесохозяйственным регламентом или проектом освоения лесов, является основанием досрочного прекращения (не ограничения и не приостановления) такого лесопользования.

В чем отличие охраны лесов от защиты лесов? Леса подлежат защите от вредных организмов, названных в статье 54 (часть 1) ЛК. Охране леса подлежат от любых вредных воздействий, в том числе от вредных организмов (часть 1 статьи 51 ЛК). Следовательно, по смыслу положений ЛК охрана лесов подразумевает и их защиту.

К общим положениям об охране и защите лесов можно отнести и статью 49 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

2. Все ЗЛФ находятся в федеральной собственности (статья 3 Вводного закона). Установление на ЗЛФ собственности означает рассмотрение их законодательством как имущества.

В связи с этим к ЗЛФ и другим занятым лесами землям в полной мере применима статья 210 ГК, согласно которой "собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором". Это значит, что охрана лесов должна производиться за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче федеральных лесных полномочий ОГВ субъектов РФ (см. комментарий к статье 83 ЛК).

В настоящее время федеральным ОГВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, является МПР. Находящийся в ведении МПР Рослесхоз реализует государственную политику в сфере лесного хозяйства. Надзор и контроль в сфере природопользования, в том числе за надлежащей охраной лесов, всеми органами и лицами возложен на находящийся в ведении МПР Росприроднадзор.

Охране подлежат любые леса - как используемые, так и не используемые. Это особенно важно подчеркнуть, так как многие леса значительно отдалены от мест проживания, хозяйственной и иной деятельности человека, а на лесовосстановление в случае ненадлежащей охраны лесов уходит много времени и средств. Не случайно статья 109 ЛК требует охранять даже не подлежащие использованию резервные леса. Естественно, неиспользуемые леса не нуждаются в интенсивной охране. Их охрана будет выражаться в основном в сохранении естественного состояния, предотвращении пожаров и болезней леса.

3. В части 2 комментируемой статьи речь идет об охране лесов ОГВ. Но ОГВ не могут работать без сотрудников. Достаточно ли их и могут ли они эффективно охранять леса?

Как отметил заместитель руководителя Росприроднадзора О. Митволь в телепередаче "Момент истины" 7 мая 2006 года (канал ТВЦ), "Хабаровский край, 62 тысячи гектар, охраняют 6 человек. Тверская область - охраняют 4 человека. На территории Тверской области работают нелегальные лесопилки в количестве 1300 штук. Эти лесопилки рубят 700 кубометров леса. Каждый месяц. Это десятки миллионов долларов в год". Его дополняет А. Исаев, директор Международного института леса, академик РАН: "Работники лесного хозяйства, они не имеют никаких прав сейчас. Они видят, как рубят этот лес, видят, как его тащат, но они должны бежать за милиционером, они должны куда-то звонить, с тем чтобы пресечь вот это безобразие. Причем это творится сейчас на больших территориях. Ну, особенно, конечно, там, где поближе граница". Можно добавить, что связаться из леса по мобильному телефону нередко невозможно.

Острая нехватка сотрудников лесной охраны возникла начиная с 2004 года вследствие реорганизации системы исполнительной власти по указам Президента и соответствующего изменения ЛК-97. В статью 77 ЛК-97 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми государственная лесная охрана была передана от Рослесхоза Росприроднадзору, образованному Указом Президента от 9 марта 2004 года N 314 и не имевшему сотрудников лесной охраны в требуемом количестве.

4. Невыполнение покупателем по договору купли-продажи лесных насаждений лесохозяйственного регламента или проекта освоения лесов является основанием досрочного расторжения такого договора (часть 3 статьи 51 ЛК).

ЛК не содержит оснований расторжения договора купли-продажи лесных насаждений в случае нарушения покупателем своих обязанностей. Соответствующие положения отсутствуют и в главе 30 ГК "Купля-продажа". Поэтому договор купли-продажи лесных насаждений может быть расторгнут на основании общего положения о расторжении договора, содержащегося в статье 450 (подпункт 1 пункта 2) ГК, то есть судом по требованию одной из сторон договора - ОГВ субъекта РФ - в связи с существенным нарушением договора другой стороной - лесопользователем.

О лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов см. комментарии к статьям 87 и 88 ЛК; о порядке прекращения прав аренды, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования лесными участками - к статье 9 ЛК.

Комментарии и консультации юристов по ст 51 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 51 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.