Статья 52. Охрана лесов от пожаров

1. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

2. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").

3. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Комментарий к статье 52 ЛК РФ

Настоящая статья посвящена защите лесов от пожаров. Законодательство содержит как общие обязанности в области пожарной безопасности, так и специальные. Общим нормативным документом в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с посл. изм.). В соответствии с ним выделяются виды пожарной охраны: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются организация предупреждения пожаров и тушение пожаров. Ныне действующие Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, принятые Советом Министров - Правительством РФ Постановлением от 9 сентября 1993 г. N 886, в ред. Постановления Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. N 1428, устанавливают перечень лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах; общие требования к юридическим лицам и гражданам, в том числе по тушению пожаров; специальные требования к юридическим и физическим лицам в зависимости от целевого использования лесов; обязанности по предотвращению лесных пожаров и борьбы с ними со стороны органов государственной власти.

Так, например, в пожароопасный сезон, т.е. в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова, запрещается:

а) разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (т.е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок;

в) употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

г) оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Кроме того, независимо от пожароопасного сезона:

запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов) на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям;

необходимо в установленном порядке после предусмотренной деятельности осуществлять складирование и уборку заготовленной древесины и иных легковоспламеняющихся материалов в порядке и в сроки, устанавливаемые лесхозами;

хранить при проведении работ в лесу горючесмазочные материалы в закрытой таре, очищать в пожароопасный сезон места их хранения от растительного покрова, древесного хлама, других легковоспламеняющихся материалов и окаймлять минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;

запрещаются засорение леса бытовыми отходами и отбросами, размещение свалок мусора и строительных остатков. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может проводиться вблизи леса только на специально отведенных местах при определенных условиях;

юридические лица, проводящие работы в лесах или имеющие в лесах поселки, дороги, склады, сооружения и иные объекты, при возникновении лесных пожаров в местах проведения работ, вблизи своих объектов, на участках лесного фонда, находящихся в их пользовании, обязаны немедленно принять меры к ликвидации этих пожаров своими силами и средствами и сообщить о пожаре соответствующему лесхозу или местной администрации;

граждане при обнаружении лесного пожара обязаны немедленно принять меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами - сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местной администрации;

руководители предприятий, организаций и учреждений обязаны в установленный срок направлять рабочих и технические средства на тушение лесных пожаров в соответствии с решениями органов местного самоуправления. Граждане, привлекаемые на тушение лесного пожара, выполняют эту работу под руководством работников лесной охраны лесхозов и баз авиационной охраны лесов.

Согласно Рекомендациям по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утв. Рослесхозом 17 ноября 1997 г., в лесах должна проводиться противопожарная профилактика, мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров, мероприятия по предупреждению и ограничению распространения лесных пожаров, должны осуществляться санитарные рубки, создаваться противопожарные барьеры, служащие преградой распространения верховых и низовых лесных пожаров, а также опорными линиями при работах по локализации действующих очагов, предусматриваться пожарные водоемы, организационно-технические и др. мероприятия. Приказом Рослесхоза N 167 от 19 декабря 1997 г. было утверждено Положение о пожарно-химических станциях, которые организуются в целях предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

Организацию осуществления мероприятий по борьбе с лесными пожарами обязано осуществлять Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283.

Другой комментарий к статье 52 Лесного Кодекса РФ

1. Пожары - основная угроза лесам. На охрану лесов от пожаров распространяется ФЗ "О пожарной безопасности". В соответствии с ним государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным ФОИВ (часть девятая статьи 6). Данное положение действует в редакции статьи 17 Вводного закона.

Кроме того, в соответствии со статьей 18 ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям ОГВ субъектов РФ относится "организация тушения лесных пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров)". Аналогичное положение закреплено в подпункте 31 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако согласно статье 83 (пункт 4 части 1) ЛК организация тушения лесных пожаров возложена на ОГВ субъектов РФ, в то время как осуществление государственного пожарного надзора в лесах - на федеральные ОГВ (пункт 37 статьи 81 ЛК). В силу статьи 13 Вводного закона в данном случае следует руководствоваться ЛК. Поскольку организация тушения без самого тушения лесных пожаров бессмысленна, следует исходить из того, что и тушение лесных пожаров ЛК возложил на ОГВ субъектов.

2. В первоначальной редакции проекта ЛК (статьи 30 и 31) охрана лесов от пожаров была "разделена": от пожаров, возникших вследствие нарушения лесного законодательства, леса обязывался охранять уполномоченный ФОИВ, а от пожаров вследствие "вредных воздействий природного характера" - лесопользователь. Принятие таких положений поставило бы российские леса под угрозу полного выгорания, поскольку время тратилось бы не на тушение пожаров, а на выяснение причины пожара - природная (обычно от удара молнии) или "лесонарушительная". Кроме того, практически ни один лесопользователь не располагает всеми необходимыми средствами для тушения крупных лесных пожаров (спецавиацией и др.).

В окончательной редакции нового ЛК такие положения не сохранены. Но их наличие в правительственном (!) проекте ЛК свидетельствует о пренебрежительном отношении исполнительной власти к российским лесам.

Комментарии и консультации юристов по ст 52 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 52 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.