Статья 53. Пожарная безопасность в лесах

1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

3. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 53 ЛК РФ

См. комментарий к ст. 52 настоящего Кодекса.

О практике применения судами дел о нарушении правил пожарной безопасности см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем".

Другой комментарий к статье 53 Лесного Кодекса РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей в лесах должны осуществляться все меры пожарной безопасности, способствующие их охране. Причем тушению лесных пожаров должны предшествовать профилактические меры, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 1 комментируемой статьи.

Возникновение лесного пожара свидетельствует о неосуществлении (нефинансировании) таких мероприятий либо о нарушении правил пожарной безопасности в лесу; несвоевременное тушение лесного пожара - и об одном, и о другом. В любом из указанных случаев необходимо выявление виновных и привлечение их к ответственности. Исключение составляют довольно редкие случаи лесных пожаров вследствие природных явлений (обычно от удара молнии).

Лесной пожар является чрезвычайной ситуацией. Поэтому для его тушения и борьбы с его последствиями допускается привлечение любых лиц в соответствии с ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров отнесено к операциям, не облагаемым НДС (подпункт 19 пункта 3 статьи 149 НК).

2. По общему правилу все мероприятия пожарной безопасности в лесах должны осуществляться ОГВ субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета (см. комментарий к статье 83 ЛК). Однако на арендованных лесных участках они должны осуществляться арендаторами либо за их счет на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53 ЛК). Следует отметить, что бездействие или неготовность арендатора к тушению лесного пожара на своем участке может привести к выгоранию леса не только на нем, но и за его границами, а также к пожарам за пределами лесов.

В отношении лиц, использующих лесные участки на праве безвозмездного срочного использования или постоянного (бессрочного) пользования, обязанность осуществления мер пожарной безопасности за свой счет частью 3 статьи 53 ЛК не предусмотрена. Однако часть 1 статьи 88 ЛК обязывает составлять проект освоения лесов не только арендаторов лесных участков, но и лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование. В проекте освоения лесов они обязаны предусмотреть осуществление мероприятий по охране лесов (часть 1 статьи 88 и пункт 3 части 5 статьи 12 ЛК). Означает ли это обязанность лиц, использующих лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществлять за свой счет охрану лесов, в том числе и от пожаров? В ЛК нет однозначного ответа на этот вопрос. Полагаем, что он должен быть решен правилами пожарной безопасности в лесах, установленными Правительством (часть 4 статьи 53 ЛК), порядком разработки и составом проекта освоения лесов, установленного уполномоченным ФОИВ на основании части 2 статьи 88 ЛК, либо соответствующим изменением положений ЛК.

Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации утверждались Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 9 сентября 1993 года N 886 еще до ЛК-97 в соответствии с Основами лесного законодательства РФ. Очевидно, в связи с принятием нового ЛК потребуется их замена либо изменение в соответствии с ним. До вступления в силу новых утвержденных Правительством правил пожарной безопасности в лесах продолжают применяться прежние Правила, но в части, не противоречащей новому ЛК и Вводному закону.

Инструкция по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утверждалась Приказом Рослесхоза от 3 апреля 1998 года N 53. Но она не прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не была официально опубликована. Поэтому ею нельзя руководствоваться, в том числе судам. Но до настоящего времени в этом вопросе не было единообразия. Например, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа Постановлением от 24 февраля 2000 года оставил без изменения решения нижестоящих инстанций, взыскавших с ответчика деньги на основании в том числе указанной Инструкции. Однако Постановлением Федерального арбитражного суда того же округа от 19 апреля 2004 года по другому лесному делу довод о применении указанной Инструкции был отклонен, "поскольку эта Инструкция не зарегистрирована в установленном законом порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации".

Комментарии и консультации юристов по ст 53 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 53 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.