Статья 56. Государственный лесопатологический мониторинг

1. В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (государственный лесопатологический мониторинг).

1.1. Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

2. Порядок организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

Комментарий к статье 56 ЛК РФ

Лесной мониторинг является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - это мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Государственный мониторинг лесов осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства (см. Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283). Прежняя редакция статьи, посвященная государственному мониторингу лесов, ЛК РФ 1997 г., с посл. изм. от декабря 2004 г., закрепляла, что порядок осуществления мониторинга лесов (не только государственного мониторинга) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Речь шла о Министерстве природных ресурсов РФ, поскольку в соответствии с утвержденным о нем Положением (Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370, в ред. Постановления от 30 июля 2004 г. N 400) МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах, в том числе лесного хозяйства. Новый Лесной кодекс РФ устанавливает, что порядок осуществления государственного мониторинга лесов, а также представления сведений государственного мониторинга лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно Основным положениям лесного мониторинга в России (Постановление коллегии Рослесхоза от 19 октября 1993 г.) система лесного мониторинга развивается по отдельным функциональным направлениям для обеспечения управляемости лесами, контроля за рациональным использованием лесных ресурсов и устойчивым развитием лесного сектора экономики России. Организация системы лесного мониторинга в России осуществляется поэтапно с максимальным использованием существующих организационных структур и информационных потоков о состоянии лесов. В качестве основного звена ведения лесного мониторинга рассматривается региональный орган управления лесного хозяйства.

В соответствии с организационной структурой лесного мониторинга средства его осуществления распределяются следующим образом.

На локальном уровне: наземная система сбора информации о состоянии лесного фонда.

На региональном уровне: наземная система сбора информации о состоянии лесного фонда, лесоинвентаризационные, обследовательские и лесоустроительные работы, выполняемые учреждениями и предприятиями системы Рослесхоза; комплекс средств получения и обработки данных дистанционного зондирования, позволяющий дополнять и обобщать данные наземного сбора информации за состоянием лесного фонда; локальная вычислительная сеть с базами данных, информационно-поисковыми и географическими информационными системами.

На федеральном уровне: единая пространственно распределенная (с региональными центрами) информационная система по оперативной регистрации текущих изменений в состоянии лесного фонда России для обеспечения функций государственного управления лесами и для выполнения взятых международных обязательств России по охране лесов и защите биоразнообразия; комплекс средств получения и обработки данных дистанционного зондирования, позволяющий дополнять, обобщать и корректировать данные региональной информации; локальные вычислительные сети с базами данных, информационно-поисковыми, географическими, экологическими и экспертными информационными системами.

Предлагаются три основных метода ведения лесного мониторинга.

1. Экологический мониторинг с размещением сети пунктов постоянного наблюдения по узлам регулярной сети (по методике ЕЭК ООН). Ведется на землях лесного фонда России, попадающих в 500-километровую полосу вдоль западной границы бывшего СССР в соответствии с принятыми ранее обязательствами.

2. Комплексный мониторинг состояния лесного фонда с применением дистанционных методов наблюдения по всей площади и системы наземного контроля с выборочным размещением пунктов постоянного наблюдения с учетом природных условий, факторов влияния, экологического и хозяйственного значения лесов. Применяется в зоне интенсивного лесопользования и ведения лесного хозяйства, особо ценных и охраняемых лесах, насаждениях, подтвержденных неблагоприятным воздействием в европейской части России, юге Сибири и Дальнего Востока.

3. Фоновый мониторинг состояния лесного фонда на эталонных участках, выбранных на основе ландшафтного подхода, с экстраполяцией полученных данных с помощью материалов космической съемки. Применяется в зоне резервных и притундровых лесов на севере европейской части, Сибири и Дальнего Востока. Выбор элементарной единицы наблюдения зависит от уровня агрегации информации, уровня затрат и возможностей технического обеспечения.

Другой комментарий к статье 56 Лесного Кодекса РФ

Лесопатологический мониторинг - одна из мер защиты лесов от карантинных объектов (часть 1 комментируемой статьи) и санитарной безопасности в лесах (пункт 2 части 1 статьи 55 ЛК), организация которой возложена на ОГВ субъектов РФ. Однако организация защиты лесов посредством лесопатологического мониторинга не передана ОГВ субъектов РФ (пункт 4 части 1 статьи 83 ЛК), то есть должна осуществляться за счет федерального бюджета.

Положение о лесопатологическом мониторинге, которое не было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и официально опубликовано и поэтому не может применяться, утверждалось Рослесхозом 12 сентября 1997 года. Вместо него уполномоченный ФОИВ должен утвердить порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга. Очевидно, лесопатологический мониторинг должен "вписаться" в государственный экологический мониторинг, Положение об организации и осуществлении которого утверждено Постановлением Правительства от 31 марта 2003 года N 177.

Комментарии и консультации юристов по ст 56 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 56 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.