Статья 76. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений

1. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

4. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а плата по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд - по ставкам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. (Часть в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ.

5. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, устанавливается на основе начальной цены заготавливаемой древесины, определяемой как произведение минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и коэффициента, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.(Часть дополнительно включена с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
6. Методика расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов утверждается Правительством Российской Федерации. (Часть дополнительно включена с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)

Комментарий к статье 76 ЛК РФ

Комментируемая статья устанавливает порядок определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Указанная плата рассчитывается исходя из минимального размера. Если речь идет о заключаемом договоре купли-продажи лесных насаждений не для собственных нужд, минимальный размер платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. В этом случае ставки платы за единицу объема берутся исходя из установленных ставок платы Правительством РФ, или органами государственной власти субъектов РФ, или органами местного самоуправления в зависимости от того, на землях чьей собственности происходит заготовка древесины. По поводу отнесения лесных участков к указанным видам собственности есть определенные трудности (см. комментарий к ст. 84 настоящего Кодекса).

Если же речь идет о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Природа данного платежа, можно сказать, имела определенные прообразы в старом лесном законодательстве. "В литературе как отечественной, так и зарубежной применительно к древесному ресурсу встречаются различные термины, включая "цена древесины на корню", "попенная плата" ("Stumpage price"), "лесные таксы". В Лесной кодекс РФ (1997 г.) вошел архаичный термин "лесная подать".

Конечно, калейдоскоп названных выше терминов может ввести в заблуждение не посвященного в "игру" терминов. В действительности же, важен смысл, который вкладывается в понятие платежей за ресурсы леса, в том числе за древесину на корню, независимо от их названия. Между тем намеренное искажение его определенными субъектами лесных отношений в своих экономических интересах на практике имеет негативные последствия для национальной экономики и, как следствие, для экономики лесного хозяйства" <1>.

--------------------------------
<1> Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: Учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. С. 348.

Автор вышеуказанного труда подчеркивает, что цена должна определяться с учетом спроса и предложения, качества ресурса, его местоположения относительно рынков сбыта, только так можно обеспечить рыночную цену на древесину на корню, а не затратным методом на нужды лесного хозяйства и не налоговым статусом платы за древесину на корню.

На наш взгляд, нет прозрачности в принятом Лесном кодексе РФ ни при определении ставок платы за единицу объема древесины для расчета платы по договору купли-продажи лесных насаждений, ни при определении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка для определения расчета арендной платы. ЛК РФ не устанавливает принципы построения критериев для расчета указанных ставок, размеры которых должны быть отражены в подзаконных актах. Тем самым все-таки просматривается административный способ определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений и арендной платы. Ведь даже условий, для каких случаев возможно применять только минимальные платежи, ЛК РФ не прописывает, а это значит, что по крайней мере для случаев, предусмотренных п. 3 ст. 74 ЛК РФ (предоставление аренды без аукционов), о рыночной цене говорить будет нельзя. В Лесном кодексе также отсутствует порядок определения платежей за пользование лесными участками при предоставлении их на праве постоянного (бессрочного) пользования и сервитута.

Другой комментарий к статье 76 Лесного Кодекса РФ

Порядок установления и определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений сходен с порядком установления и определения арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов (см. комментарий к статье 73 ЛК). Но для договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, что допускается только в отношении граждан (статья 30 ЛК), ставки платы должны устанавливаться законодательным либо высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ независимо от того, в чьей собственности (РФ, субъекта РФ или муниципального образования) и на какой категории земель находится занятая лесом земля (пункт 7 статьи 82 ЛК). В зависимости от породы дерева, расстояния вывоза с места рубки и других факторов такие ставки установлены, в частности, Постановлением Администрации Псковской области от 19 февраля 2007 года N 57.

Комментарии и консультации юристов по ст 76 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 76 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.