Статья 78. Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений

1. Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

2. В случае, если договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не заключен в соответствии с частью 1 настоящей статьи, допускается проведение аукциона, по результатам которого заключается договор аренды такого лесного участка, предусматривающий начало срока внесения арендной платы по истечении первых пяти лет срока договора аренды лесного участка.

Комментарий к статье 78 ЛК РФ

Комментируемая статья устанавливает общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Сам по себе принцип предоставления лесных участков с аукциона новеллой для лесного законодательства назвать нельзя, поскольку Лесной кодекс РФ 1997 г. содержал порядок проведения лесных аукционов. Лесные аукционы должны были проводиться только при предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование для целей лесопользования, связанного с пользованием древесиной, недревесными ресурсами и полезными свойствами леса. Федеральная служба лесного хозяйства России 11 августа 1997 г. утвердила Приказом N 99 Положение о порядке проведения лесных аукционов. Приказ был зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 1997 г. за N 1405 и применялся в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ 1997 г. и его последним изменениям до его отмены Приказом МПР России от 14 апреля 2005 г. N 97 "Об утверждении Порядка организации и проведения лесных аукционов", зарег. в Минюсте 6 июня 2005 г. за N 6690. Следует, однако, подчеркнуть, что проведение лесных аукционов было редкостью. И это понятно, т.к. более простой способ приобретения участков лесного фонда без проведения лесного аукциона мог конкурировать. И само право краткосрочного пользования до одного года было не единственным видом права на участки лесного фонда. Кроме того, данный вид права мог возникнуть и вне аукциона на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ в пределах их компетенции.

Действующий же Лесной кодекс РФ практически не дает альтернативного способа приобретения лесных участков или куплю-продажу лесных насаждений, кроме аукциона. Исключения есть.

Во-первых. Для приобретения права постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, сервитута проведение аукционов не требуется. Аукцион необходим только при приобретении лесного участка на праве аренды или при покупке лесных насаждений (заключении договора купли-продажи лесных насаждений).

Во-вторых. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

предусмотренных ст. 43 - 45 настоящего Кодекса;

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);

использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);

реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (см. п. 3 ст. 74 ЛК РФ).

В-третьих. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 и 30 настоящего Кодекса:

при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (п. 3 ст. 19);

заготовка древесины для собственных нужд (ст. 30).

Подчеркнем, что статья относится только к тем лесным участкам, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Вообще оборот и особенности построения правовых отношений лесных участков на землях иных категорий земель, не земель лесного фонда, остается за страницами Лесного кодекса РФ.

Важным моментом, относящимся к общим положениям, можно назвать также п. 3 ст. 72 настоящего Кодекса.

Новшеством по сравнению с прежним порядком проведения аукциона является то, что сам протокол лесного аукциона раньше носил силу договора и подписание другого договора не требовалось. Новый Кодекс требует заключения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а протокол является промежуточным правовым документом.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает положение о том, что если договор не заключен, то можно проводить аукцион, в результате которого договор аренды на этот участок будет содержать пункт о начале срока внесения арендной платы не сразу, а по истечении первых 5 лет срока договора аренды лесного участка. К сожалению, законодатель не уточняет, о каких случаях незаключения договора идет речь и относится ли к указанным случаям, например, признание аукциона несостоявшимся? Пункт не совсем ясен и коллизионных вопросов при его применении, на наш взгляд, не избежать.

Другой комментарий к статье 78 Лесного Кодекса РФ

1. Глава 8 ЛК содержит три статьи. Статья 78 ЛК содержит общие положения о лесных аукционах (не употребляя сам термин "лесной аукцион"), статья 79 ЛК - об организации их проведения, статья 80 ЛК - о порядке их проведения.

Договоры аренды лесных участков или купли-продажи лесных насаждений должны заключаться, как правило, по результатам аукционов. Исключения из этого правила (заключение договоров без аукциона) предусмотрены для договоров аренды статьей 74 (часть 3) ЛК, для договоров купли-продажи - статьей 77 (часть 1) ЛК (см. комментарии к ним).

2. Согласно части 1 комментируемой статьи аукцион должен проводиться путем повышения начальной цены предмета аукциона. Об этом же говорится в части 1 статьи 80 ЛК. О начальной цене предмета аукциона см. комментарии к статьям 79, 80 и 95 ЛК.

Часть 2 комментируемой статьи для договоров аренды лесных участков (не договоров купли-продажи лесных насаждений) допускает проведение дополнительного аукциона, если договор аренды лесного участка не был заключен по результатам первичного аукциона. При этом ЛК не устанавливает особый порядок его подготовки и проведения и не предписывает его установления подзаконным актом либо законом субъекта РФ. Следовательно, он должен проводиться по предусмотренным ЛК общим правилам о проведении аукционов, в том числе с повышением начальной цены предмета торгов, как это установлено частью 1 комментируемой статьи. Причем такой аукцион в отношении одного и того же участка может проводиться неоднократно - до тех пор, пока он не состоится. По результатам такого аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка, предусматривающий начало срока внесения арендной платы по истечении первых 5 лет срока договора аренды лесного участка (начиная с даты его государственной регистрации в ЕГРП). Данное условие является существенным условием для договора аренды лесного участка по результатам такого аукциона, без которого он не может быть заключен.

Часть 2 статьи 78 ЛК позволяет прийти к выводу, что претендентам на заключение договоров аренды лесных участков по результатам аукциона выгодно, чтобы первичный аукцион был признан несостоявшимся. Для этого на нем достаточно "отмолчаться", то есть после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона не заявить о своем намерении приобрести предмет аукциона по его начальной цене (пункт 2 части 7 статьи 80 ЛК), что обяжет организатора аукциона провести дополнительный аукцион, а его победителю даст возможность не платить арендную плату первые 5 лет срока действия договора.

Вместе с тем часть 2 статьи 78 ЛК означает также, что договор аренды лесного участка, прежде всего для заготовки древесины, должен заключаться на срок не менее 10 лет. На это указывает аукционный принцип его заключения, а также содержание статей 72 и 74 ЛК, которые определяют сроки договоров аренды для различных целей лесопользования и устанавливают случаи их заключения без проведения аукционов.

Кроме того, "начало срока внесения арендной платы по истечении первых пяти лет срока действия договора аренды лесного участка" означает не освобождение от обязанности ее внесения за все эти 5 лет, а установленную ФЗ отсрочку исполнения обязательства на 5 лет. Срок исполнения такой обязанности наступит через 5 лет со дня начала действия договора аренды, платить придется за все предыдущие 5 лет. На это указывает также принцип платности лесопользования (пункт 11 статьи 1 ЛК). Безвозмездной аренды не бывает - это противоречит юридической природе договора аренды. Однако от обязанности внесения арендной платы такие арендаторы могут попытаться уйти путем банкротства либо добровольной ликвидации организации-арендатора.

3. Небезынтересно, что проект ЛК в первоначальной редакции устанавливал, что, "если аукцион не состоялся, лесной участок может быть передан в доверительное управление" (статья 51). Договор доверительного управления лесным участком должен был заключаться по результатам отдельного аукциона на право заключения договора доверительного управления. Выигравшим такой аукцион предполагалось считать лицо, предложившее минимальный размер вознаграждения за доверительное управление лесным участком (статья 69 проекта ЛК).

Заключение договоров доверительного управления лесными участками официально предполагалось весьма распространенным. "Общая площадь земель лесного фонда, которые могут быть переданы в доверительное управление, - говорилось в финансово-экономическом обосновании проекта ЛК "из Правительства", - оценивается в 15 - 25 процентов общей площади земель лесного фонда". Причем предусматривая передачу в доверительное управление до четверти всех ЗЛФ России, проект ЛК в первоначальной редакции даже не упоминал, а значит, не допускал безвозмездное срочное пользование лесными участками и заключение соответствующих договоров.

В результате принятия таких положений и искусственного создания условий для признания аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков несостоявшимся лесные участки вовлекались бы в доверительное управление за наименьшее вознаграждение, то есть буквально за копейки. И в чем могло выражаться доверительное управление лесным участком, предоставленным для заготовки древесины? Только в предельно ускоренной хищнической вырубке деревьев без соблюдения каких-либо правил рубок, восстановления и охраны лесов. Возможно, поэтому власть отказалась от принятия ЛК с такими положениями.

Ранее статья 44 ЛК-97 предписывала установить порядок организации и проведения лесных аукционов ФОИВ, и такой Порядок был утвержден Приказом МПР от 14 апреля 2005 года N 97. С 1 января 2007 года он не может применяться, поскольку порядок организации и проведения лесных аукционов, предусмотренных частью 1 статьи 78 ЛК, установлен непосредственно новым ЛК, который не предусматривает принятие по этому вопросу нормативного акта МПР, Рослесхоза или Правительства (статьи 79 и 80 ЛК).

Комментарии и консультации юристов по ст 78 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 78 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.