Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;
2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;
4) установление правил заготовки древесины;
5) установление правил заготовки живицы;
6) установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
7) установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
8) установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
8.1) установление правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
9) установление правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;
10) установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;
11) установление порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
12) установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
13) установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
14) установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;
15) установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков;
16) установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;
16.1) установление нормативов противопожарного обустройства лесов;
16.2) определение средств предупреждения и тушения лесных пожаров, установление нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов;
16.3) установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состава и форм представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
16.4) установление порядка разработки и утверждения плана тушения лесного пожара и его формы, порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
16.5) установление правил тушения лесных пожаров;
16.6) установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;
16.7) установление классификации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядка введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций;
16.8) установление классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;
17) установление правил санитарной безопасности в лесах;
18) установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;
19) установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;
20) установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;
21) установление правил лесовосстановления;
22) установление правил лесоразведения;
23) установление правил ухода за лесами;
23.1) установление порядка осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов;(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
23.2) осуществление государственного мониторинга воспроизводства лесов;(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
23.3) установление критериев и требований в отношении лесных насаждений для отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями; (Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
23.4) установление порядка отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями, и формы акта об отнесении земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями;(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
24) установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород и правил создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и других объектов);
25) установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета;
25.1) лесосеменное районирование;(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
25.2) формирование федерального фонда семян лесных растений; (Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ)
26) проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки;(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

27) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;
28) установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
29) утверждение типовых договоров аренды лесных участков; (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 250-ФЗ.

30) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;
31) установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
31.1) утверждение типового договора купли-продажи лесных насаждений;(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
32) установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества;
33) осуществление государственной инвентаризации лесов;
33.1) установление типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки;
34) установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;
35) установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра;
35.1) установление порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти содержащейся в государственном лесном реестре документированной информации органами государственной власти, органами местного самоуправления;
35.2) установление перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляются внесение документированной информации в государственный лесной реестр и внесение в нее изменений;
36) установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
37) установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса;
38) утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
39) отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;
40) определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;
41) отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ;
41.1) установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон;
41.2) принятие решений о проведении мероприятий по ликвидации возникшей вследствие лесных пожаров чрезвычайной ситуации в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий;
41.3) установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; (Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ)
41.4) установление ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд; (Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ)
41.5) обеспечение эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней; (Пункт дополнительно включен с 1 февраля 2014 года
41.6) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ)
42) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

Комментарий к статье 81 ЛК РФ

За последние несколько лет произошли большие изменения природоохранного и природоресурсного блока нормативных актов. Конечно, многие источники принимались около 10 лет назад, но тем не менее следует привести следующие федеральные законы, принятые всего лишь за последние 2 - 3 года, которые в основной своей массе меняли акты экологического права. Причем заметим, что изменения этих законов не дополняли позиции друг друга, а коренным образом выстраивали в них противоположные позиции, не исключением были и нормы лесного законодательства.

1. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований".

3. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

4. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

В целях сравнения полномочий трех уровней за истекший промежуток времени предлагаем соответствующую таблицу (см. табл. Приложения 2 к настоящему Комментарию).

Другой комментарий к статье 81 Лесного Кодекса РФ

Перечень полномочий федеральных ОГВ в лесных отношениях открытый. Обращает на себя внимание, что большинство из названных в статье 81 ЛК полномочий, за исключением пунктов 33, 37, 39 и 41, оставивших за федеральными ОГВ осуществление соответственно инвентаризации лесов, пожарного надзора в лесах (при том, что организация тушения лесных пожаров возложена на ОГВ субъектов РФ - пункт 4 части 1 статьи 83 ЛК), отнесение лесов к ценным, эксплуатационным и резервным, сводится к установлению правил лесопользования в развитие нового ЛК, что не требует значительного времени, крупных расходов за счет федерального бюджета и освобождает от ответственности за фактическое положение дел в лесном хозяйстве России. Такое содержание статьи 81 ЛК обусловлено передачей реализации устанавливаемых федеральными ОГВ правил лесопользования со средствами и ответственностью на (за) их осуществление ОГВ субъектов РФ (см. комментарий к статье 83 ЛК).

Правила использования и охраны лесов, "собранные" в комментируемой статье, могут быть установлены (и отчасти установлены) непосредственно ЛК как в его первоначальной редакции, так и путем внесения в него изменений и дополнений, то есть федеральными органами законодательной власти. Но в части, не установленной ЛК, "собранные" в статье 81 ЛК правила использования и охраны лесов должны устанавливаться Правительством либо уполномоченными ФОИВ.

Правительство устанавливает такие правила, если это возложено непосредственно на него тем или иным положением ЛК. Если же ЛК отнес установление тех или иных правил к полномочиям федерального органа исполнительной власти, то такие правила должны быть установлены МПР либо другим ведомством, подчиненным Правительству, которое вправе лишь перераспределить эти полномочия между ведомствами в допускаемых ФЗ и указами Президента пределах, но не вправе издать такие правила вместо них. При установлении правил использования и охраны лесов "не тем" ОГВ, то есть с превышением его полномочий, такие правила могут быть опротестованы (оспорены, обжалованы) в судебном порядке. Какой именно ОГВ РФ - Правительство или ФОИВ - может устанавливать те или иные правила, перечисленные в статье 81 ЛК, в том числе подпадающие под ее пункт 42 об иных полномочиях, см. комментарий к статье 2 ЛК.

В статье 81 ЛК отсутствует такое полномочие ОГВ РФ, как владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в федеральной собственности. Такими полномочиями наделены только ОГВ субъектов РФ (статья 82 ЛК) и ОМС (статья 84 ЛК) в отношении лесных участков, находящихся в их собственности. Но площадь таких лесов ничтожна, а муниципальные образования вообще лишены права собственности на леса (см. комментарий к статье 37 Вводного закона). Что касается аналогичного полномочия ОГВ РФ, то оно следует из статьи 3 Вводного закона о том, что все ЗЛФ находятся в федеральной собственности, поскольку владение, пользование и распоряжение - это полный набор правомочий собственника.

Следует все же отметить, что в статье 24 ВК полномочие ОГВ РФ по владению, пользованию и распоряжению водными объектами, находящимися в федеральной собственности, поставлено на первое место.

Комментарии и консультации юристов по ст 81 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 81 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.