Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
6.1) утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда;(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года
8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ)
2. Осуществление полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, может не передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

4. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
5. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.

7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.1. Критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
1) пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ;
2) пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ;
3) осуществляет контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
4) осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от занимаемой должности;
4.1) осуществляет контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) осуществляет оценку эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий и подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации для принятия решений;
6) устанавливает содержание, форму и порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, утверждает методику оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий;
7) вправе давать обязательные для исполнения указания об образовании лесных участков и об их предоставлении для федеральных нужд в порядке, установленном настоящим Кодексом.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

10. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) назначает на должность и освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия;(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ.

2) утверждает структуру уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ.

3) организует деятельность по осуществлению субъектом Российской Федерации переданных ему полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными частью 8 настоящей статьи нормативными правовыми актами;
3.1) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;
4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, о нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных ему полномочий.

10.1. Переданные в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае ненадлежащего осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.

10.2. В течение месяца со дня поступления предусмотренной настоящей статьей отчетности об осуществлении переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в данной отчетности. По результатам указанной проверки и с учетом оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает заключение о надлежащем осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий или осуществляет подготовку представления для принятия решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации.

10.3. Переданные полномочия, в отношении которых принято решение об их изъятии у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10.4. В случае изъятия полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, субвенции, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, подлежат возмещению в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10.5. При принятии решения об изъятии полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующий проект федерального закона.

11. Контроль за расходованием субъектом Российской Федерации средств на осуществление переданных ему полномочий проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Счетной палатой Российской Федерации.
12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".(Часть дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)

Комментарий к статье 83 ЛК РФ

См. комментарий к ст. 81 настоящего Кодекса.

Другой комментарий к статье 83 Лесного Кодекса РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей Российская Федерация, оставаясь собственником ЗЛФ, передала своим субъектам часть своих полномочий в области лесных отношений со средствами и ответственностью на (за) их осуществление.

Передача ОГВ субъектов РФ осуществления федеральных лесных полномочий за счет федерального бюджета была введена еще в ЛК-97. ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ изложил в новой редакции статью 47 ЛК-97, которая стала относить к полномочиям ОГВ субъектов РФ, осуществляемых за счет федеральных субвенций, тушение лесных пожаров и осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций (бывшими колхозными лесами).

ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ вновь изменил статью 47 ЛК-97, которая стала относить к полномочиям ОГВ субъектов РФ, осуществляемых за счет федеральных субвенций, наряду с тушением лесных пожаров пользование и распоряжение всеми лесами на территории субъекта РФ (а не только бывшими колхозными лесами), а также их охрану, защиту и воспроизводство. ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ установил их в редакции, близкой к той, которая закреплена статьей 83 комментируемого ЛК. Однако в редакции ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ статья 47 ЛК-97 так и не начала действовать, поскольку данный ФЗ предусматривал ее введение в действие с 1 января 2007 года, то есть со дня, когда были введены в действие комментируемый ЛК и Вводный закон, отменившие ЛК-97 со всеми его изменениями.

2. Перечень полномочий, передаваемых статьей 83 ЛК ОГВ субъектов РФ, значительно шире, чем устанавливавшийся ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ и действовавший до 31 декабря 2006 года, но уже, чем устанавливавшийся ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ. ОГВ субъектов РФ переданы не все полномочия по пользованию и распоряжению лесами (что предполагало бы также полномочие по переводу ЗЛФ в другие категории земель), а только те, которые исчерпывающим образом указаны в части 1 статьи 83 ЛК. Обоснованность такого решения покажет практика. Но двухлетнее действие (с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года, в редакции ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) положения статьи 47 ЛК-97, "передавшего полномочие", фактически - возложившего на ОГВ субъектов РФ обязанность по тушению лесных пожаров (что сохранено и на последующие годы пунктом 4 части 1 статьи 83 ЛК) за счет и в зависимости от перечисляемых ОГВ субъектов РФ субвенций из федерального бюджета, показало, что тушение лесных пожаров стало менее эффективным.

Так, в 2006 году до начала пожароопасного сезона Рослесхоз перечислил в субъекты РФ на организацию работ по тушению лесных пожаров лишь 36% годового лимита субвенций из федерального бюджета, дальнейшее направление субвенций осуществлялось на основании отчетов, предоставляемых ОГВ субъектов РФ. В результате, по данным самого Рослесхоза на 13 ноября 2006 года, с начала пожароопасного сезона в лесном фонде России возникло 25,2 тыс. лесных пожаров, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года; в 2006 году огнем было пройдено в 1,3 раза больше лесных земель, чем в 2005 году.

В 2006 году возрос ущерб лесному фонду России и от других вредных воздействий. Могло ли быть иначе, если ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" предусматривал федеральные субвенции бюджетам всех субъектов РФ на тушение лесных пожаров в сумме всего 500 млн. рублей, в то время как, например, на первичный воинский учет на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, предусматривалось выделение 1 млрд. рублей?

ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрел субвенции бюджетам субъектов РФ на реализацию федеральных лесных полномочий в сумме 7 089 127,6 тыс. рублей, то есть увеличил их более чем в 14 раз. Но эта сумма должна быть выделена и использована не только на тушение лесных пожаров, но и на все остальные передаваемые субъектам РФ федеральные лесные полномочия, предусмотренные частью 1 статьи 83 ЛК, среди которых есть и такие затратные, как охрана, защита и воспроизводство лесов (за исключением лесопатологического мониторинга и лесного семеноводства), осуществление государственного лесного контроля и надзора.

Оценивая положения статьи 83 ЛК в целом, необходимо отметить, что они ставят ОГВ субъектов РФ в зависимое от федеральных ОГВ, разрабатывающих и принимающих федеральный бюджет, положение просителя федеральных субвенций в случаях неполного или несвоевременного перечисления субвенций либо необходимости их увеличения. Они не гарантируют субъектам РФ достаточность таких субвенций и не позволяют им отказаться от переданных полномочий, фактически - от обязанности их исполнения, даже если выделяемых субвенций объективно недостаточно, например, на тушение лесных пожаров.

3.1. Предусмотрено следующее распределение субвенций бюджетам субъектов РФ на реализацию федеральных лесных полномочий на 2007 год:

Приложение 32

к Федеральному закону

"О федеральном бюджете

на 2007 год"

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУБВЕНЦИЙ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОТДЕЛЬНЫХ

ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2007 ГОД

───────────────────────────────────────────┬─────────────

Наименование субъекта Российской Федерации│ Сумма

│(тыс. рублей)

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Адыгея (Адыгея) │ 25612,1

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Алтай │ 71756,8

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Башкортостан │ 255480,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Бурятия │ 150573,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Дагестан │ 58177,7

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Ингушетия │ 20207,9

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Кабардино-Балкарская Республика │ 26587,9

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Калмыкия │ 18482,3

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Карачаево-Черкесская Республика │ 23139,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Карелия │ 134490,8

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Коми │ 147759,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Марий Эл │ 59246,9

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Мордовия │ 55353,1

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Саха (Якутия) │ 187474,8

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Северная Осетия - Алания │ 36781,3

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Татарстан (Татарстан) │ 181491,9

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Тыва │ 71569,4

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Удмуртская Республика │ 80767,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Республика Хакасия │ 63143,4

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Чеченская Республика │ 36904,4

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Чувашская Республика - Чувашия │ 53341,6

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Алтайский край │ 97749,6

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Краснодарский край │ 70385,8

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Красноярский край │ 299907,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Пермский край │ 154727,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

в том числе │

Коми-Пермяцкий округ │ 46394,9

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Приморский край │ 139102,8

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Ставропольский край │ 33899,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Хабаровский край │ 241594,8

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Амурская область │ 114207,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Архангельская область │ 179054,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Астраханская область │ 26781,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Белгородская область │ 28544,7

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Брянская область │ 97324,6

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Владимирская область │ 136232,8

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Волгоградская область │ 65994,0

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Вологодская область │ 132094,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Воронежская область │ 54338,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Ивановская область │ 67561,1

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Иркутская область │ 261493,0

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Калининградская область │ 39344,1

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Калужская область │ 70594,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Камчатская область │ 80094,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Кемеровская область │ 72998,8

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Кировская область │ 135377,3

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Костромская область │ 168855,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Курганская область │ 76022,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Курская область │ 40843,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Липецкая область │ 25067,8

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Магаданская область │ 59854,3

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Мурманская область │ 50702,7

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Нижегородская область │ 158547,0

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Новгородская область │ 130094,0

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Новосибирская область │ 84058,4

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Омская область │ 52067,6

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Оренбургская область │ 55443,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Орловская область │ 20348,1

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Пензенская область │ 85169,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Псковская область │ 63337,1

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Ростовская область │ 63110,6

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Рязанская область │ 59128,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Самарская область │ 34164,4

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Саратовская область │ 51571,1

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Сахалинская область │ 107296,3

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Свердловская область │ 173655,3

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Смоленская область │ 57980,4

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Тамбовская область │ 43311,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Тверская область │ 135759,4

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Томская область │ 95638,6

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Тульская область │ 41493,5

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Тюменская область │ 81371,4

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Ульяновская область │ 73360,6

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Челябинская область │ 109464,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Читинская область │ 201187,7

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Ярославская область │ 82110,2

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Еврейская автономная область │ 33104,0

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Агинский Бурятский автономный округ │ 11259,3

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ │ 25129,1

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра │ 104576,6

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Чукотский автономный округ │ 25498,9

───────────────────────────────────────────┼─────────────

Ямало-Ненецкий автономный округ │ 50801,9

───────────────────────────────────────────┼─────────────

ВСЕГО │ 7089127,6

В приведенный перечень не включены следующие субъекты РФ: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономный округа. Причины их невключения в указанный перечень различны.

Москва и Санкт-Петербург являются субъектами РФ - городами. В связи с этим все их земли относятся к землям населенных пунктов. В отличие от ЗЛФ, которые могут находиться только в федеральной собственности, земли населенных пунктов, занятые городскими лесами Москвы и Санкт-Петербурга, к федеральной собственности не относятся, а распоряжаться ими как землями, на которые не разграничена государственная собственность, могут ОГВ Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому передавать ОГВ Москвы или Санкт-Петербурга отдельные федеральные лесные полномочия в отношении лесов на их территории бессмысленно - они обязаны осуществлять все обязанности и права собственника в отношении своего имущества (лесов) на своей территории.

Кроме того, Москве, Московской области и Санкт-Петербургу федеральные субвенции не предусмотрены, очевидно, исходя из части 2 статьи 83 ЛК. Она допускает, что федеральные лесные полномочия (а значит, и средства на их осуществление) могут не передаваться ОГВ тех субъектов РФ, плотность населения в которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ. Очевидно, указанные субъекты РФ подпадают под этот критерий. Ранее статья 47 ЛК-97 в редакции ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ устанавливала иной критерий плотности населения в субъекте РФ - в 3 раза выше средней плотности населения РФ, под который подпадали многие субъекты РФ в европейской части России. Но данное положение предполагалось ввести в действие с 1 января 2007 года, что не было сделано в связи с введением в действие с 1 января 2007 года нового ЛК.

Москва, Московская область и Санкт-Петербург могут быть включены в перечень таких субъектов РФ Правительством РФ. Но до 1 января 2007 года названный перечень субъектов РФ Правительством утвержден не был. В связи с этим можно сказать, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в отношении указанных субъектов РФ опередил утверждение их перечня Правительством РФ.

Что касается Ленинградской области, то она, очевидно, не подпадает под критерий плотности населения, предусмотренный статьей 83 ЛК. Если же и Правительство, утверждая названный перечень, не включит в него Ленинградскую область, то это означает необходимость включения Ленинградской области в перечень субъектов РФ, которым необходимо выделить субвенции из федерального бюджета на осуществление федеральных лесных полномочий, то есть соответствующим образом изменить ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". Иначе ОГВ Ленинградской области получат основание обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии положений ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" Конституции РФ как не предоставляющих им субвенции из федерального бюджета на осуществление федеральных лесных полномочий и тем самым нарушающих равноправие всех субъектов РФ, установленное статьей 5 (части 1 и 4) Конституции РФ.

3.2. Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа не включены в приложение 32 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", очевидно, в связи с прекращением их существования как самостоятельных субъектов РФ с 1 января 2007 года в результате их объединения с Красноярским краем на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа". Однако еще ранее прекратил существование Коми-Пермяцкий автономный округ в связи с принятием Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". Тем не менее в приложении 32 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" субвенции Коми-Пермяцкому автономному округу предусмотрены отдельной строкой.

Корякский автономный округ также прекращает свое существование в связи с принятием Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа", но с 1 июля 2007 года. Что касается Ненецкого автономного округа, то в 2007 году он не прекратит свое существование, поскольку федеральный конституционный закон о его объединении с другим субъектом РФ не принят. Между тем на территории Ненецкого автономного округа тоже есть леса (лесотундровая зона).

Следует отметить, что даже включение некоторых субъектов РФ в перечень Правительства, предусмотренный частью 2 статьи 83 ЛК, не препятствует выделению им субвенций из федерального бюджета на осуществление федеральных лесных полномочий. На это указывают слова "может не передаваться" в части 2 статьи 83 ЛК. Выделение субвенций было бы невозможно в случае, если субъект РФ был включен в перечень Правительства, а в части 2 статьи 83 ЛК вместо слов "может не передаваться" содержались слова "не передаются".

4. Во исполнение части 5 статьи 83 ЛК Постановлением Правительства от 29 декабря 2006 года N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в которые Постановлением Правительства от 10 марта 2007 года были внесены изменения. Субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансирование полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 ЛК.

ОГВ субъектов РФ не позднее 1 апреля текущего года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) целевые прогнозные показатели (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение. Субвенции перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. Учет операций по исполнению расходных обязательств субъектов РФ осуществляется на лицевых счетах получателей средств бюджетов субъектов РФ, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

Орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные полномочия, направляет ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Федеральное агентство лесного хозяйства отчет о расходовании субвенций, отчет об осуществлении переданных полномочий и отчет о достижении целевых прогнозных показателей (в случае их установления МПР), а также направляет в МПР заверенные в установленном порядке копии принятых ОГВ субъектов РФ нормативных правовых актов по вопросам переданных полномочий. Содержание и формы отчетов о расходовании субвенций, об осуществлении переданных полномочий и о достижении целевых прогнозных показателей устанавливаются МПР.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое использование субвенций и достоверность отчетов. В случае использования субвенций не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством РФ.

В тот же день Постановлением Правительства от 29 декабря 2006 года N 838 в соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса РФ была утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако им не отменено действие Методики распределения субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами Российской Федерации на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по тушению лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства от 5 декабря 2005 года N 723. Кроме того, из самой Методики, утвержденной Постановлением Правительства от 29 декабря 2006 года N 838, следует, что она разработана "согласно статье 47 Лесного кодекса", то есть отмененного к тому дню ЛК-97, и касается в основном лишь тушения лесных пожаров. Полагаем, что это юридико-технические ошибки Правительства, которые должны быть незамедлительно исправлены в соответствии с новым ЛК. Иначе это создаст трудности с финансированием полномочий, переданных ОГВ субъектов РФ статьей 83 ЛК, и, как следствие, приведет к еще большему возрастанию лесных пожаров.

Примером принятия акта во исполнение статей 82 и 83 ЛК является Постановление губернатора Костромской области от 25 декабря 2006 года N 790, которым в структуре органов исполнительной власти области создан Департамент лесного хозяйства, ему предписано выступить учредителем принятых в государственную собственность области лесхозов и переданы, в частности, такие полномочия, как разработка и утверждение лесного плана области, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, выдача разрешений для осуществления на землях лесного фонда работ по геологическому изучению недр, проведение лесоустройства, и др.

Комментарии и консультации юристов по ст 83 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 83 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.