Статья 85. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов

1. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.

2. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.

3. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

Комментарий к статье 85 ЛК РФ

Комментируемая статья открывает главу, посвященную вопросам управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Законодательством выделяются особенности ведения лесного хозяйства в разных типах лесов. Так, в свое время Министерство лесного хозяйства РФ издало Приказ от 1 апреля 1988 г. N 49 "О дополнительных мерах по улучшению ведения лесного хозяйства в дубравах". А Государственный комитет СССР по лесу принял в 1985 г. Рекомендации по организации и ведению хозяйства в лесах рекреационного назначения и т.д.

Согласно комментируемой статье лесное планирование - это планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Цель лесного планирования - обеспечение устойчивого развития территорий. Имеются в виду не только земли лесного фонда, но и иные категории земель, на которых расположены леса.

Планировать - значит выстраивать заранее намеченную систему деятельности, в которой есть последовательность и сроки выполнения. Законодатель подчеркивает, что требуемые задачи в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов должны решаться на основе лесного планирования - это основа освоения лесов.

Кодекс содержит ст. 12, посвященную освоению лесов, но само понятие освоения не раскрывает. Просто указывается, что оно должно осуществляться в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Чем отличаются понятия "использование лесов" и "освоение лесов", Кодексом также не раскрывается. Само понятие "освоить" в целом - вполне овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать <1>. Кодекс выделяет разные цели освоения для разных видов лесов. Для эксплуатационных лесов - это устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Для защитных лесов - это сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Лесничества и лесопарки, о которых идет речь в комментируемой статье, являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в соответствии со ст. 23 настоящего Кодекса. Лесной план субъекта РФ - понятие новое для лесного законодательства, состав его и порядок подготовки должны быть установлены Правительством РФ.

--------------------------------
<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: ИТИ Технологии, 2003. С. 461.

Другой комментарий к статье 85 Лесного Кодекса РФ

1. Статья 85 ЛК содержит общие положения о лесном планировании. Оно направлено на обеспечение устойчивого развития различных территорий, а не только занятых лесами. Такое положение части 1 статьи 85 ЛК указывает на то, что лесное планирование - своеобразный лесной аналог территориального планирования, и обусловливает обращение к ГСК.

В соответствии со статьей 1 ГСК территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий; устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, и в случаях установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков ее подготовка должна осуществляться в соответствии с лесным, земельным, водным и иным законодательством (статья 41 ГСК).

Единственное положение ГСК, которое было исключено Вводным законом в связи с принятием нового ЛК, - это пункт 4 части 1 статьи 10, который к документам территориального планирования РФ относил схемы территориального планирования РФ в области использования и охраны лесного фонда. Остальные лесные положения Градостроительного кодекса РФ Вводный закон не только не отменил, но даже не изменил, а значит, оставил действовать.

В частности, остался без изменения пункт 2 части 6 статьи 10 ГСК, в соответствии с которым на картах (схемах) территориального планирования РФ отображаются границы ЗЛФ и планируемые границы таких земель. Границы ЗЛФ (только существующие, но не планируемые) должны отображаться и на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования субъекта РФ (пункт 2 части 6 статьи 14 ГСК), а также на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах населенных пунктов и городских округов. Проект схемы территориального планирования субъекта РФ, предлагающий изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования РФ планируемых границ ЗЛФ, подлежит согласованию с уполномоченным ФОИВ. Согласованию в порядке, установленном Правительством, подлежит также проект схемы территориального планирования муниципального района и проект генерального плана поселения или городского округа, если в них содержатся такие предложения.

Градостроительные регламенты для ЗЛФ не устанавливаются (часть 6 статьи 36 ГСК). Для ЗЛФ должны утверждаться лесохозяйственные регламенты (статья 87 ЛК).

2. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков (часть 2 статьи 85 ЛК). Оно должно проводиться в отношении всех лесов. Однако оно не является основой освоения лесов, которые не состоят (не должны состоять) из лесничеств и лесопарков (см. комментарий к статье 23 ЛК), поэтому отсутствие лесного планирования (лесного плана субъекта РФ) не является препятствием для их освоения. Об освоении лесов см. комментарий к статье 12 ЛК.

Единственным документом лесного планирования является лесной план субъекта РФ (часть 3 статьи 85 ЛК). Лесохозяйственный регламент (статья 87 ЛК) к документам лесного планирования не отнесен. Более того, в ЛК четко не обозначено соотношение лесных планов и лесохозяйственных регламентов. До утверждения их составов и порядка подготовки во исполнение части 5 статьи 86 ЛК и части 7 статьи 87 ЛК, исходя из последовательности закрепления и содержания положений о них в пункте 1 части 1 статьи 83 ЛК и статьях 85 - 87 ЛК, полагаем, что ОГВ субъекта РФ может утвердить лесохозяйственный регламент, действующий в пределах территории субъекта РФ (хотя он не назван в ЛК "лесохозяйственный регламент субъекта Российской Федерации"), но после и на основе утверждения лесного плана субъекта РФ.

Комментарии и консультации юристов по ст 85 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 85 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.