Статья 95. Оценка лесов

1. Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

2. Часть утратила силу с 10 августа 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 143-ФЗ.

3. Государственная кадастровая оценка лесных участков проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Комментарий к статье 95 ЛК РФ

Комментируемая статья содержит отсылочное положение на специальный Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом должна осуществляться и оценка лесов. Под оценочной деятельностью в соответствии с данным Законом понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями указанного Федерального закона <1>.

--------------------------------
<1> См.: Петрунин С.В. Лесной кодекс РФ: что изменилось, что нового? Комментарий нового документа по главам // Новые законы и нормативные акты. Приложение к "Российской газете". N 48. 2006. С. 101, 102.

Законодатель подчеркивает, что кадастровая стоимость лесных участков и оценка лесов не одно и то же. Кадастровая стоимость должна определяться в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральной службой земельного кадастра России была утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации Приказом от 17 октября 2002 г. N П/336. Данная Методика содержит: определение кадастровой стоимости земель лесного фонда в пределах территорий субъектов РФ; определение базовой оценочной продуктивности 1 га лесных земель; определение базовых оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; расчет кадастровой стоимости 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости земель лесного фонда РФ в пределах территории лесхозов; определение оценочной продуктивности лесных земель; определение оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости участков лесных земель в границах лесхозов; расчет кадастровой стоимости участка лесных земель; расчет значения лесной ренты. Указанный нормативный акт подлежит пересмотру, поскольку компетентный орган, определяющий кадастровую стоимость лесных участков, определен в лице Правительства РФ.

Другой комментарий к статье 95 Лесного Кодекса РФ

1. Статья 5 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" относит к объектам оценки объекты гражданских прав. Статья 128 ГК относит к объектам гражданских прав, в частности, недвижимость и имущественные права. Их разновидностями являются предусмотренные статьей 95 ЛК лесные участки и имущественные права, возникающие при использовании лесов. К таким правам относятся арендные права на лесной участок, оценка которых при необходимости (например, для внесения арендного права в уставный капитал организации) должна осуществляться в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности".

Оценка должна проводиться также в случае продажи лесного участка, находящегося "не на ЗЛФ", но в государственной (федеральной или субъекта РФ) собственности. Обязанность проведения оценки рыночной стоимости лесного участка перед его переводом в другую категорию земель не установлена. Но по завершении всех процедур такого перевода перед совершением сделки с лесным участком, оказавшимся на другой категории земель, он также подлежит оценке.

Статья 8 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что проведение оценки является обязательным в случае, если вовлекаемый в сделку, в том числе в аренду, объект оценки (в данном случае лесной участок) принадлежит полностью или частично (в любой части) РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Эти положения означают, что предоставлению лесного участка в аренду посредством аукциона должна предшествовать его оценка по рыночной стоимости в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в целях определения начальной цены предмета лесного аукциона.

Основанием оценки должен стать договор на проведение оценки между ОГВ или ОМС, осуществляющим передачу лесного участка в аренду или на продажу, и оценщиком, отвечающим требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Если оценка лесного участка производится перед его предоставлением в аренду, то услуги оценщика должны оплачиваться из средств федерального бюджета (статья 83 ЛК).

2. Часть 2 статьи 95 ЛК наделяет Правительство усмотрением определять кадастровую стоимость лесных участков "для целей настоящего Кодекса".

Проведение кадастровой оценки земель всех категорий предписывалось Постановлениями Правительства от 25 августа 1999 года N 945 и от 8 апреля 2000 года N 316 "для целей налогообложения и иных целей, установленных законом".

По общему правилу кадастровая стоимость (оценка) земли проводится и устанавливается для расчета земельного налога (по терминологии правительственных постановлений - для целей налогообложения). Для иных целей часть 1 статьи 95 ЛК предписывает проводить рыночную (не кадастровую) оценку лесных участков и имущественных прав, возникающих при пользовании лесами.

Между тем НК (подпункт 4 пункта 1 статьи 389) исключил из объектов обложения земельным налогом "земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда", другими словами, лесные участки на ЗЛФ. Статьей 389 НК из обложения земельным налогом исключены также земельные (в том числе лесные) участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством либо которые заняты объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обороны, безопасности и таможенных нужд. Если же лесные участки находятся на землях, которые не исключены из облагаемых земельным налогом (например, на землях сельскохозяйственного назначения), то расчет и взимание земельного налога с них должны определяться в соответствии с нормативными актами ОМС (земельный налог - местный налог) и исходя из кадастровой стоимости таких земель, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. В любом из указанных случаев установление Правительством кадастровой стоимости лесных участков на ЗЛФ без предварительного изменения НК не может привести в увеличению или уменьшению земельного налога либо налогообложению лесных участков на ЗЛФ.

Показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территории субъектов Российской Федерации и Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации были утверждены Приказами Росземкадастра от 12 марта 2003 года N П/42 и от 17 октября 2002 года N П/336 во исполнение названных Постановлений Правительства. Все эти акты были приняты в период, когда статья 13 Налогового кодекса РФ предусматривала введение в Налоговый кодекс РФ отдельной главы "Лесной налог". Однако ФЗ от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ лесной налог как вид налога из статьи 13 Налогового кодекса РФ исключил.

Не может быть использована кадастровая стоимость лесных участков (лесных земель, ЗЛФ) и для определения платности использования лесов, поскольку для этого ЛК предписывает иные способы и процедуры. В связи с этим установление Правительством кадастровой стоимости лесных участков представляется излишним.

Комментарии и консультации юристов по ст 95 ЛК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 95 ЛК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.